Как это было.
История строительства Дворца борьбы имени Ивана Ярыгина.

Идея

Юношеские состязания по греко-римской борьбе проводились в ЮВАО задолго до появления на карте округа знаменитого сегодня Дворца имени Ивана Ярыгина. Несколько лет подряд мы проводили турниры памяти Бориса Гуревича во Дворце спорта «Москвич», помещение которого не вмещало всех желающих посмотреть на соревнования, да и для самих спортсменов было тесным и не очень удобным. Все наши попытки найти на территории округа более подходящие залы заканчивались неудачей. Оставался один выход – строить, тем более что мы уже имели хороший опыт масштабного строительства с привлечением инициативного финансирования: так были возведены несколько храмов и крупных социальных объектов. Мы почувствовали, что можем построить специальный Дворец для проведения соревнований по борьбе.

Проект и место

С самого начала проект сооружения мне виделся облегченным: с колонными перекрытиями и отделкой «сэндвичем», с тем чтобы можно было быстро построить и удобно разместить раздевалки, создать комфорт для спортсменов и зрителей.
Главному архитектору округа Петру Петровичу Шипову мною было дано поручение подобрать земельный участок под строительство. Подходящим оказалось место в районе Лефортово, но там уже были смонтированы металлоконструкции завода «Радиоприбор». Когда нам уже удалось убедить завод отказаться от этих конструкций и уступить площадку в пользу спортивного объекта, неожиданно появилась фирма, скупившая сооружения под автосалон. У нас началась война с этой организацией, и мы победили. Мой первый заместитель Козлов А.А. буквально за сутки многотонные металлические и бетонные конструкции демонтировал и вывез, освободив площадку.

Проект Дворца начинался с общих контуров, но постепенно обретал более четкие очертания, рождался в еженедельных обсуждениях и спорах на целевых штабах по строительству Дворца, которые я проводил по средам постоянно. Мой советник по спорту Николай Иванович Яковенко предложил сделать спортивное сооружение аналогичным Дворцу тяжелой атлетики ЦСКА. Посмотрели - не понравилось и дорого.

Выбирая проектную организацию, я обратился в «Моспроект-4». По моей просьбе руководитель этой организации Андрей Владимирович Боков, которого я хорошо знал, прислал архитектора. Будущий облик Дворца мы фактически конструировали общими усилиями, обсуждая еженедельно на штабах. Поставили себе задачу построить такой зал, где можно было бы проводить юношеские соревнования именно по борьбе, и от своей задумки не отступали. Нам пришлось расстаться с первым архитектором: он не соглашался понизить уровень потолка, что давало возможность изъятия в дальнейшем Дворца под игровые виды спорта.

Финансирование

Проектно-сметная документация была разработана за счет средств префектуры. Со стороны мы привлекли 39 миллионов рублей и начали строительство: выкопали котлован, заказали металлоконструкции. На этом этапе начались главные трудности. К сожалению, о дальнейшем финансировании не удалось договориться ни с заместителями Мэра, ни с руководителями других организаций, хотя, разрабатывая концепцию градостроительного развития территории округа, мы включили Дворец спорта как объект для строительства. Возник вопрос о приостановлении строительства, а на стадии уже вырытого котлована это очень дорогое «удовольствие» - потребовалось бы делать дренажную защиту, проводить другие работы. Это был самый трудный период. Мы стояли перед угрозой полной остановки строительства. Поэтому начался активный поиск путей решения проблемы, а точнее, поиск средств. На это ушло около полугода.

В городе в то время существовала форма отчисления от прибыли предприятий, если социальный объект включен в программу. Было предложено организовать часть строительства через «Фонд Ярыгина». Мы сделали попытку, и дело сдвинулось с мертвой точки, но все равно, чтобы полноценно продолжить строительство, требовались достаточно большие средства, и решить этот вопрос не мог никто.

Поддержка нашлась в лице Михаила Дмитриевича Балакина, ранее возглавлявшего ЗАО «СУ-155», а на тот момент уже работавшего заместителем В.И. Ресина. Наше совместное обращение к Марине Евгеньевне Оглоблиной привело к тому, что за счет существовавшей тогда системы сложных зачетов строителей по различным объектам перед городом ЗАО «СУ-155» удалось продолжить строительство объекта. Генеральным подрядчиком выступила фирма «Латгалия» (директор – Андрей Искрин), в роли заказчика – ООО «Доходный Дом «Базис и Компания» (генеральный директор – Александр Иванович Рябский), проектировщик – Галина Емельяновна Ермилина.

Во время строительства нам приходилось решать очень много разных проблем как по строительству, так и оснащению Дворца. Нам пришлось проходить тяжелейшие барьеры, связанные с выводом отстойно-разворотной площадки Мосгортранса, перекладкой сложных старых и новых коммуникаций, согласование с многочисленными экологическими организациями, проведение десятков различных экспертиз и многое другое.

За период строительства я лично провел 126 штабов по сооружению Дворца. Как только появились стены, штабы мы проводили два раза в неделю: один – в префектуре, а второй, как правило, субботний, - на стройке. Протоколы этих штабов сброшюрованы и переданы мной в Музей. Все люди, чьи фамилии упоминаются в этих протоколах, являются
непосредственными участниками строительства, а кого там нет, никакого отношения к строительству не имеют – это я заявляю официально.

В декабре 2003 года была создана государственная комиссия, и моим распоряжением от 31 декабря 2003 года Дворец был принят в эксплуатацию с первоначальным названием «Центр единоборств» .

Имя Дворцу

Когда строили Дворец, никто из нас не думал, что он будет носить чье- либо имя. Информацией о том, что строительство специального Дворца борьбы идет полным ходом, я поделился с министром Правительства Москвы В.И. Малышковым, с которым мы в зале Правительства сидели рядом. Будучи большим другом прославленного борца Ивана Ярыгина, он сделал очень много для увековечения его памяти в сердцах потомков. Владимир Иванович сразу предложил назвать новый спортивный объект именем легендарного чемпиона.

Идея оказалась настольно сильной, что сейчас трудно даже представить, что ярыгинский Дворец носил бы какое-нибудь другое название. Имя Ивана Ярыгина позволило выстроить новую философию по всем направлениям спортивной деятельности и значительно повысило статус Дворца борьбы.

Идея Музея

С Москомспортом была проведена большая работа по подбору кандидатуры на должность директора столь масштабного спортивного объекта. Желающих было очень много, но считаю большой удачей, что руководителем Дворца стал талантливый организатор, известный спортсмен и хороший учитель Владимир Николаевич Остроумов. Он включился в нашу совместную работу еще на этапе строительства.

На штабах присутствовал ветеран спорта Владимир Степанович Белов, заслуженный тренер СССР. Я знал, что у Владимира Степановича имеется большой архив о проведенных чемпионатах Советского Союза и мира, об Олимпийских играх и других крупных соревнованиях. В свое время я помогал ему издать на русском и английском языках книгу «Греко-римская борьба». Тогда же я увидел, что этот человек обладает характером, знает и любит спорт и борьбу. Глядя на него во время штабов, я понимал, что ветеран спорта не только является хранителем бесценных фондов истории и традиций борьбы, он болеет душой за любимое дело и желает помогать нам. На одном из заседаний у меня родилась идея: «Давайте создадим Музей борьбы и поручим возглавить его Белову!» Под музей выбрали помещение на верхнем этаже Дворца.

Владимир Степанович активно взялся за работу У него открылось «второе дыхание»: он подключил Федерацию спортивной борьбы России, Олимпийский комитет, начал работать со спортсменами, ветеранами спорта и организациями по сбору экспонатов.

Оформить музей предложили фирме, которая однажды успешно справилась с созданием небольшого музея для Управления внутренних дел ЮВАО.

В Музее борьбы нашли почетное место «боевые» чемпионские награды и кубки, заслуженно завоеванные нашими командами. Сегодня главная задача – пополнять Музей ценной информацией и новыми экспонатами, с тем чтобы он стал центром пропаганды спорта, хотя, по большому счету, он таковым уже является, ведь музей посетили тысячи молодых людей, сотни прославленных ветеранов спорта, увидевших свои фотографии на экспозициях. Роль Музея очень важна и в деле пропаганды борьбы как одного из самых зрелищных и справедливых видов спорта, ведь здесь хранится память о спортсменах-борцах и их доблестных победах, прославивших Отечество в разные годы.

Мне довелось посмотреть за рубежом многие спортивные музеи, уверен: наш Музей борьбы – лучший, по крайней мере, в Европе. Здесь, кроме выставленных экспонатов, сосредоточены ценные информационные материалы, в том числе на цифровых носителях.

Бюст

По окончании строительства президент Федерации греко-римской борьбы Москвы Виктор Геразиевич Мамиашвили предложил установить перед Дворцом бюст Ивана Ярыгина. Причем такой, какой уже установлен на родине великого спортсмена в Красноярске, у школы, носящей его имя. Быстро нашли автора. Им оказался скульптор, член Союза художников России В.И. Усов. В очень короткие сроки он изготовил бюст, который сейчас является настоящим символом Дворца.

Открытие

Торжественное открытие Дворца и музея состоялось 14 февраля 2004 г. Оно было приурочено к ежегодному турниру памяти первого олимпийского чемпиона Б.М. Гуревича. При участии большого количества высоких гостей Дворец открывал Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.

Это событие стало значимой страницей в истории отечественной борьбы и проложило спортивному сооружению большую дорогу в будущее. Началось его дооборудование, дооснащение и дооформление, и с каждым годом Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина становится красивее, растёт его спортивная и социальная значимость. За это большое спасибо всем, кто вложил душу в сооружение, становление и развитие уникального спортивного объекта, равных которому нет не только в России, но и во всей Европе.

Префект Юго-Восточного административного округа

Вице-президент федерации спортивной борьбы города Москвы,
профессор Владимир Зотов